Дизельное топливо является разновидностью нефтепродуктов, имеющее среднюю молекулярную массу и состоящую из парафиновых и углеродистых составляющих. Основным отличием дизельного топлива считается его минимальная склонность к испарению, что делает более безопасным при использовании и транспортировке.
Химический состав представляет следующие показатели в процентном соотношении:
Более точные цифры зависят от различных факторов, включая назначение дизельного топлива, тип двигателя и его мощность.
Основными физическими свойствами является минимальная возможность испарения и устойчивость к температурным режимам, включая окружающую среду. Главным критерием считается определение вязкости при +20˚С. Она не должна превышать отметку 6 мм2/с, иначе топливо станет слишком жидким, что возможно повлечет протекание его в соседние отделы двигателя. При отметке ниже 1.5 мм2/с вязкость повышается до такого уровня, что при отрицательных температурах не даст возможности завестись двигателю.
Дизтопливо получают посредством нефтепереработки в несколько стадий:
Дизтопливо имеет следующие основные характеристики:
Область использования дизтоплива достаточно широка, основную массу которой представляют:
Кроме этого, в последнее время дизельное топливо начало широко использоваться в качестве основного горючего для легковых автомобилей. Это позволяет экономить автолюбителям как на объеме потребляемого горючего, так и на его цене, поскольку дизтопливо несколько дешевле бензина.
Зимнее дизельное топливо, в отличие от летнего, не теряет своих свойств при отрицательных температурах.
Оно применяется для работы дизельных двигателей при низких температурах (до -30 градусов, если температура еще ниже, то требуется использовать исключительно арктическое дизтопливо).
Его получают из керосиново-газойлевых фракций.
Метод производства: прямая перегонка сырой нефти при температуре +320°.
Прежде чем говорить о возможностях использования зимнего топлива необходимо различать виды дизеля в принципе, понимать, что разных климатических зон, регионов и сезонов производится топливо 3 марок.
Не стоит забывать, что топливо, о котором идёт речь, а это марка (З), в свою очередь делится на несколько видов:
Для каждого вида используемого топлива существуют свои ГОСТы. Для зимнего дизельного топлива применяют ГОСТ 305-82.
Именно по указанному ГОСТу ориентируются на характеристики, к которым относятся следующие показатели:
Обращаем ваше внимание, что показатели вязкости и плотности приведены при температуре t° 20-22° С.
В обойму характеристик дизельного топлива входит t° помутнения продукта и вспышки. К характеристикам относится % содержания серы в топливе, смол, кислотность и йодное число. А так же зольность и коксуемость.
Производство дизельного топлива – это сложный технологический процесс разбитый на несколько стадий. Необходимо отметить, что добиться качественного продукта на выходе можно с соблюдением технологий и контроля при его производстве. Это доступно лишь крупным нефтеперерабатывающим заводам.
К этапам производства относится:
Наряду с традиционным производством существует альтернативный процесс изготовления ДТ с добавлением присадок. В этом случае основные показатели будут отличаться от стандартных значений. При производстве продукта с депрессорными присадками, которое производится на базе летнего ДТ, содержание серы не превышает 0,2%. Кинематическая вязкость находится в пределах 3-6 сантистоков. T вспышки не менее 40°С. Плотность в пределах 0, 86 г/см3.
Дизельное топливо до сих пор остается одним из самых «старых» видов топлива, от которого так и не смогли отказаться. На его основе работают поршневые дизеля, а инженеры продолжают работы над тем, чтобы сделать его более безопасным и экологичным – в качестве примера можно примести экологический стандарт «Евро-6» и создание биодизельного топлива.
Дизтопливо представляет собой фракции нефти, которые закипают при высокой температуре, а именно 200-350˚C, и являются наиболее тяжелыми. Такое топливо в двигателе воспламеняется под действием большого давления.
По консистенции – это более вязкое вещество, чем бензин, которое может иметь различные цвета, смотря какие смолы входят в его состав. Дизтопливо, кроме основной функции источника энергии, выполняет также и ряд иных. К ним можно отнести:
Используется ДТ в таких видах транспорта:
Доставка дизельного топлива для коттеджей – востребованная услуга, поскольку позволяет сократить деньги, тратящиеся на отопление загородного дома или коттеджа.
Все популярней становятся и легковые автомобили, работающие на дизтопливе, ведь этот тип топлива более экономичен и в тоже время имеет наибольшую отдачу по сравнению с бензином.
Еще не так давно все дизтопливо разделялось на виды, но сегодня разделение дизелей соответствует их экологическим классам. Все зависит от количества серы в самом топливе. Использование дизтоплива с повышенным содержанием серы не рекомендуется, ведь при этом увеличиваются опасные выбросы в окружающую среду, а также ускоряется порча деталей двигателя.
Дизельное топливо делится на сорта в зависимости от температуры воздуха, при которой его используют. По этим критериям выделяют:
Дизтопливо разделяется на сорта в зависимости от температуры фильтруемости, а также температуры его помутнения. Основные сорта – A, B, C, D, E, F. Температура фильтруемости ДТ сорта A равняется +5 °С, для каждого последующего сорта эта температура уменьшается на 5 градусов.
В соответствии с Европейскими экологическими стандартами дизтопливо разделяется на «Евро-3», «Евро-4», «Евро-5».
Как владельцу автомобиля, который заправляете таким видом топлива, вам незачем его хранить. Чаще всего такой вопрос возникает у промышленных предприятий, которые закупают его оптом и вынуждены его как-то сохранять.
Срок хранения дизтоплива при температуре +20˚C составит один год, а при +30˚С только полгода. Хранение должно осуществляться в полностью герметичных тарах, которые установлены в таком месте, которое защищено от прямых солнечных лучей.
Также необходимо обеспечить отсутствие влаги, пыли, и взаимодействия с такими металлами, как различные сплавы латуни, меди и цинка.
Впервые разговоры о необходимости создания единого экологического стандарта, который регулировал бы все транспортные средства, начались в 1950-е годы. Причиной тому стали проведенные исследования, показавшие повышенное загрязнение окружающей среды. Однако сам стандарт «Евро-1», ограничивающий допустимый уровень выброса вредных веществ, был принят лишь в 1992 году, заменив собой базовый стандарт, который позже был переименован в «Евро-0».
Европейские экологические стандарты устанавливают строгое ограничение на допустимое количество выброса различных загрязняющих атмосферу веществ. Каждый новый «Евро» стандарт еще сильнее ужесточает эти ограничения, снижая интенсивность загрязнения окружающей среды.
Европейским экологическим стандартом регулируется выброс следующих веществ:
На данный момент в РФ действует стандарт «Евро-5», который был принят правительством в июле 2016 года. В Европе же принят новый «Евро-6», снижающий уровень выброса вредных веществ более, чем в 2 раза.
Этот стандарт называют базовым. Свое название «Евро-0» он получил с появлением «Евро-1». Будучи принятым в Европе в 1988 году, он не вводил особых ограничений, а лишь незначительно регулировал выброс вредных веществ бензиновыми двигателями, способных оказать негативное влияние на окружающую среду.
Этот стандарт был разработан ООН, а принят Европейским Союзом в 1992 году. Он стал большим шагом на пути к улучшению экологии, поскольку значительно снизил допустимый уровень выброса оксида углерода.
Вместе с принятием «Евро-2» в 1995 году был введен запрет на продажу бензина, имеющего октановое число меньше 95. Этот стандарт серьезно ужесточил требования, предъявляемые к автомобилям с дизельным двигателем. «Евро-2» стал первым стандартом, который был принят в России. Однако произошло это с задержкой в 10 лет.
Этот стандарт, принятый в 2000 году, ужесточил требования, сократил допустимый уровень выброса вредных веществ в среднем на 40%. Например, максимальное содержание серы в бензине уменьшилось с 500 г/км до 150 г/км. Разработка новых двигателей, соответствующих «Евро-3», прошла с трудностями, которые были связаны, в первую очередь, с необходимостью замены системы впрыска, из-за чего значительно падала мощность двигателей.
С 2005 года все автомобили должны были иметь сертификат, доказывающий соответствие характеристик двигателя новым требованиям. Этот стандарт уменьшил допустимые нормы еще на 70%. В России данный стандарт был принят лишь в 2010 году. Одна из причин задержки была связана с неизбежным ростом цен на российские автомобили, который обязательно бы последовал за принятием нового стандарта.
Этот стандарт был принят в ЕС в 2008 году. Однако распространялся он тогда только на грузовую технику. Действовать для легкового транспорта он начал через год. «Евро-5» не только вновь ужесточил требования, но и предусматривал изъятие из оборота всего топлива, не соответствующего новым стандартам, до конца 2015 года. Новый стандарт также стал учитывать пробег автомобиля, встроенные системы сокращения выбросов вредных веществ и возможность переоборудования двигателя под новые требования. В России он был принят в 2016 году.
Действующий стандарт был принят в Европе в 2015 году. Он не оказал особого влияния на бензиновые двигатели, но очень серьезно ужесточил требования к дизельным. Допустимое количество вредных веществ сократилось в среднем в 3 раза. Например, максимальный допустимый выброс NOx снизился с 2 до 0,4 г/кВт-ч.
Российский ГОСТ практически полностью соответствует стандарту «Евро-5» в ограничениях по выбросу вредных веществ. Они имеют одинаковые показатели общего загрязнения, зольности, содержания воды, кислотности и большинства других требований. Однако между ними есть и несоответствия, которые заключаются в колоссальной разнице по допустимому содержанию серы (10 мг/кг по «Евро-5» и 500 мг/кг по ГОСТу), а также незначительных расхождениях по некоторым другим показателям.
Популярность дизельного автотранспорта в нынешнее время понятна и вполне объяснима. Несмотря на дорогостоящую комплектацию, окупаемость авто осуществляется довольно быстро, в виду доступной стоимости дизельного топлива. Но чтобы эта экономия была действительно реальна, дизельное топливо должно быть высокого качества, ведь от этого показателя зависит качество работы двигателя. Плохое топливо чревато негативными последствиями: в лучшем случае – серьезными поломками, в худшем – выходом из строя мотора.
Эпизоды, когда заправочные станции реализуют некачественное дизельное топливо, весьма распространены. И причин этому существует множество, начиная от недобросовестного отношения к потребителю производителя, до нечистоплотности реализатора, поставщика и оператора заправки. ДТ может на разных стадиях подвергаться всевозможным обработкам и разбавкам.
Одним из самых известных суррогатов является летняя марка, где дизтопливо смешивается с керосином. Такой «тандем» существенно снижает смазывающие способности топлива. Распознать факт наличия керосина в солярке можно исключительно в лабораторных условиях. Второй способ обмана покупателя – продажа под маркой автомобильного ДТ судового маловязкого или печного топлива, а иногда даже газового конденсата.
Тем, кто закупает оптовые партии ДТ, следует обязательно заказывать лабораторный анализ на качество продукта.
Хорошее дизтопливо – гарантия безупречной работы двигателя. Каждый производитель выдает потребителю, в нашем случае заправочным станциям, паспорт качества. Этот документ считается гарантией того, что автолюбители у них покупают высококачественный продукт. В паспорте указывается:
Существует несколько способов самостоятельной проверки качества дизтоплива:
Паспорт качества ДТ обязан быть на каждой заправочной станции и у оптовых поставщиков. В нем обязательно должны быть указаны:
Именно этот документ каждый владелец дизеля может потребовать перед заправкой машины у заправщика или перед покупкой большой партии дизтоплива у оптового поставщика.
Дизельное топливо – это продукт, получаемый при перегонке нефти. Он предназначен для заправки дизельных двигателей. Они, в свою очередь, используются для приведения в движение крупногабаритного тяжелого транспорта: сельскохозяйственной техники, кораблей и барж, военной техники, грузовых автомобилей. Помимо этого, дизельное топливо применяется для заправки электрогенераторов и в легковых машинах с дизельным двигателем.
Качество дизельного топлива зависит от качества нефти, из которой оно производится, а так же от способов ее переработки и фильтрации. Чем выше показатели качества, тем, конечно же, выше и цена. При этом более качественное топливо способствует длительному сроку службы двигателя, к которому оно применяется.
Характеристики дизтоплива:
Это важный показатель его качества, он представляет собой способность жидкости оказывать сопротивление при перемещении слоев. Чем выше плотность, тем выше вязкость и качество топлива.
Определяется временем между тем, как топливо попадает в цилиндр, и началом его горения. Чем меньше этот промежуток, тем выше данный показатель, а, следовательно, и качество топлива.
Зависит от качества нефти, а также степени ее очистки. Кислотные соединения являются сильным окислителем и способствуют быстрому изнашиванию двигателя, поэтому, в отличие от вышеперечисленных характеристик, показатель серы у высококачественного топлива должен быть минимальным.
А также других примесей ухудшает качество топлива, поэтому стоит использовать дизтопливо, которое прошло фильтрацию.
Одно из неприятных последствий процесса сгорания топлива. Он оседает на стенках камеры сгорания двигателя, тем самым засоряя ее, ухудшая работу и сокращая срок службы двигателя. Количество выделения углеродного нагара зависит от качества топлива.з>
Очень важный показатель, помимо того, что от него зависит не только вязкость, но и количество энергии, которое вырабатывается при сгорании топлива. От этого так же зависит количество расхода дизтоплива.
Показатель того, при какой температуре топливо начинает менять свою структуру и происходит процесс кристаллизации парафина, входящего в состав топлива.
Показатель минусовой температуры, при которой топливо полностью теряет свои свойства, потому что становится вязким и не может пройти в канал. В зависимости от точки закупоривания и температуры помутнения, топливо делится на летнее, межсезонное, зимнее и арктическое.
Как и вода, далеко не лучшие составляющие дизельного топлива, но полностью их исключить не удается ни одному производителю. Их количество определяется стандартом ISO 6245.
Определяют время изнашивания двигателя, в котором оно применяется. Чем выше данная характеристика, тем меньше происходит трение частей двигателя при работе, и дольше происходит процесс изнашивания.
Разные марки нефти имеют свои показатели характеристик, от чего это зависит, мы уже говорили выше, но существует так же и установленный ГОСТ для основных характеристик дизельного топлива.
Нормативные показатели дизельного топлива регулируются Российским ГОСТ 305-2013.
Дизельные двигатели внутреннего сгорания заправляются дизтопливом, в простонародье называемого «соляркой». Основная задача этого горючего – это получение энергии от сгорания, но кроме этого топливо еще смазывает и охлаждает топливную систему.
Если заправляться на АЗС, довольно-таки проблематично определить качество солярки.
Спустя некоторое время использование некачественного дизтоплива отразится на работоспособности автотранспорта. Существует три вида дизельного горючего – летнее, зимнее и арктическое. Основные отличия не только в максимальной точке замерзания, плотности, температуре возгорания, но еще и в цене. Важно подобрать топливо, которое будет соответствовать сезону, использование неподходящего вида дизельного топлива может привести к поломке двигателя.
Некачественным топливом может быть признано по таким признакам:
Солярка низкого качества влияет на появление большого количества углеродного нагара, который выделяется при сгорании. Он остается на внутренних стенках камеры сгорания. Если вовремя не проводить профилактические работы, то со временем мощность двигателя снижается.
Недостаточная плотность топлива, не соответствующего стандарту ISO 3675 отразится на запуске двигателя, а при различии в температуре помутнения топливные фильтры закупориваются.
Чрезмерное содержание серы в подделках приводит к коррозии деталей движка, либо сокращает срок системы смазки.
Дизельные моторы гораздо «чувствительнее» бензиновых, поэтому из-за добавок и присадок быстрее разрушаются свечи зажигания. Смолы и примеси, содержащиеся в подделках, загрязняют поршни и кольца.
Использование некачественного продукта в течение долгого времени отразится на двигателе. На нем образуется налет, который проводит ток. В дальнейшем он выведет из строя электрическое оборудование автомобиля.
Хорошее топливо можно определить самостоятельно. Цвет настоящей солярки более темный, по сравнению с цветом подсолнечного масла. Его запах обладает приятным маслянистым оттенком. При любых температурах, даже при минусовых, дизтопливо остается жидким. На ощупь качественное топливо будет маслянистым и достаточно жирным.
Если покупать топливо на АЗС, следует найти специальный лист, на котором будут написаны последние результаты анализа топлива. Эта информация должна находиться рядом с каждой кассой. Также, не стоит выбирать места для заправки, где цены слишком занижены. Экономия на дизтопливе может привести к поломкам, настоящее горючее стоить слишком дешево не будет.
Чтобы не огорчаться раз за разом, находясь в очередях в СТО из-за некачественной солярки, стоит делать закупки дизельного топлива оптом в проверенных местах.
Покупать стоит солярку у оптовиков, у которых в наличии будет паспорт качества дизельного топлива. Согласно постановлению РФ № 118, такой паспорт должен быть в наличие у каждой партии поставляемого топлива с оригинальным штампом изготовителя. В нем содержится наименование и марка продукции, информация о продавце и все значения характеристик топлива.
Дизельное топливо (в народе «солярка») представляет собой жидкий продукт, который производится путем перегонки нефти из керосиново-газойлевых фракций. Это горючая, довольно вязкая и трудноиспаряющаяся жидкость. В ее состав входит углерод, небольшое в процентном соотношении количество кислорода, водорода, азота и серы. Солярка используется в качестве топлива для дизельных двигателей, котлов отопления, а остаточное дизтопливо применяется при производстве смазочно-охлаждающих веществах, предназначенных для обработки металлов, а также для пропитывания кож.
Популярность дизельного топлива обусловлена тем, что использование качественной солярки при условии регулярного технического обслуживания двигателя, позволяет обеспечить рабочий ресурс двигателя до полумиллиона километров без капитального ремонта. Дизельные моторы имеют более высокую прочность корпуса. Это обусловлено тем, что для воспламенения смеси требуется большое давление, и необходимо обеспечить надлежащий уровень безопасности.
Основным преимуществом дизельных силовых агрегатов перед бензиновыми является меньший расход топлива. Все дело в том, что дизеля имеют КПД порядка 36%, в то время как у бензиновых двигателей этот показатель составляет 25%. Использование современных технологий позволяет повысить уровень сжатия смеси до 18, вследствие чего расход топлива по сравнению с карбюраторными силовыми агрегатами на 25-30% меньше. Также необходимо отметить более высокий крутящий момент дизельных моторов. Благодаря этому можно перемещаться в городских и загородных заторах на холостом ходу.
Если сравнивать дизтопливо и бензин, то следует отметить высокую летучесть последнего и легковоспламеняемость. Для изготовления бензина используется более сложный технологический процесс, а солярка является тяжелой фракцией нефти, и позволяет работать на обедненных смесях, которые при сгорании выделяют меньше окиси углерода.
Благодаря высокой смазывающей способности дизельное топливо позволяет значительно уменьшить изнашиваемость стенок цилиндров, поршней и поршневых колец. Это значительно увеличивает ресурс двигателя. Также к положительным моментам применения дизтоплива следует отнести:
Высокие физико-химические свойства солярки способствуют росту популярности дизельных систем отопления. Их можно устанавливать в любом загородном доме, в отличие от газовых обогревателей, для которых требуется наличие газовой магистрали. К этому необходимо добавить тот факт, что для установки «дизельного» отопления не требуется получения дополнительных разрешений. Стабильность работы отопления обеспечивается исключительно наличием запасов топлива, и, в отличие от газовых систем, не зависит от давления в магистральном газопроводе или его исправности.
Дизельное топливо представляет собой продукт, получаемый путем перегонки нефти, и предназначенный для обеспечения работы дизельного двигателя, который используется в транспортных средствах, военной технике, сельскохозяйственном оборудовании, дизельных электростанциях. Данный вид топлива также применяется в качестве энергоносителя для котельных. Для улучшения свойств горючего разработан комплекс присадок, которые защищают свечи накаливания, поршни и стенки камеры сгорания от образования нагара, удаляют вредные вещества в системе впрыска, нейтрализуют влагу, способную повлиять на характеристики двигателя, улучшают низкотемпературные параметры дизельного топлива. В конечном итоге повышают эксплуатационные характеристики двигателя.
Присадки для дизельного топлива делятся на несколько классов в зависимости от назначения и характеристик.
Их применение связано с требованиями по снижению концентрации серы в горючем. Присадки этого вида улучшают смазывающие характеристики дизельного топлива и препятствую преждевременному износу двигателя.
Призваны увеличивать цетановое число в структуре топлива. Необходимы для использования в странах с наличием жестких ограничений по уровню цетанового числа. Положительно влияют на экологические характеристики, защищают форсунки двигателя от появления отложений.
Решают задачу ликвидации нагара, образующегося в процессе эксплуатации двигателя, поддерживают чистоту всей топливной системы и камеры сгорания. Благодаря данному типу присадок снижается расход горючего и повышается мощность двигателя.
Предназначены для использования в условиях низких температур для снижения порога прохождения дизельного топлива через фильтр. Они защищают горючее от замерзания, а также рассеивают молекулы воды, содержащиеся в составе топлива.
На практике самыми востребованными являются присадки последнего вида. Актуальность их применения обусловлена тем, что низкая температура оказывает отрицательное влияние на состояние находящихся в структуре топлива парафинов. При снижении температуры до определенного значения горючее мутнеет, а затем происходит загустевание, в результате которого пропускная способность фильтра снижается до нулевой отметки.
Присадка с депрессорным (антигелевым) эффектом повышает текучесть парафинов и создает условия, препятствующие объединению молекул парафинов в устойчивые образования. Депрессорные присадки оказывают эффективное воздействие только на топливо находящееся в жидком (незамутненном) состоянии.
С ростом популярности присадок для дизельного топлива значительно увеличилась вероятность приобретения подделки. На этикетке оригинального товара должны быть указаны реквизиты компании-производителя. Цена подделки зачастую бывает на 30-40% ниже, чем средняя рыночная стоимость оригинала. На такую продукцию у продавца отсутствуют сертификаты качества.
В процессе использования присадок необходимо строго соблюдать дозировку, указанную производителем. Излишняя концентрация вещества способна ухудшить работу механизмов двигателя. Применение присадок необходимо чередовать с небольшими перерывами, в связи с чувствительностью элементов мотора к составу топлива.
В качестве горючего в нашей высокотехнологичной эпохе все чаще стал применяться продукт нефтепроизводства, именуемый дизельным топливом. У его названия есть несколько разговорных аналогов, более общепринятых. Простому человеку оно известно, как соляра (солярка) или ДТ, дизтопливо.
ДТ - один широко используемый продукт нефтеперерабатывающей отрасли, стало все чаще применяться для двигателей автомобилей, в газотурбинных установках (ГТУ) и в газодизелях.
Главной причиной его повсеместной востребованности стала экономичность. Дизель дешевле бензина, процент расхода горючего в дизельных двигателях существенно ниже бензинового, и если раньше препоной служила его высокая токсичность, то при современная химия позволила сделать качество этой продукции более высоким и экологически безопасным.
ДТ - вязкая жидкость, цвет которой меняется в зависимости от наличия в нем смол: от желтого до светло-коричневого.
При переработке извлекаются необходимые фракции химических соединений, в дальнейшем служащие для его производства.
Дизтопливо кардинально не похоже на бензин: если в бензиновом двигателе воспламенение происходит от искры, то солярка самовозгорается от силы сжатия. В бензине главный показатель - октановое число, а в дизеле - цетановое. То либо другое определяет, насколько быстро воспламеняется горючее. Оно и является основной качественной характеристикой. Величина ЦЧ колеблется между 40 и 55, но оптимальным принято считать значение от 48 до 51. Согласно ГОСТам Российской Федерации предусматривается выпуск этой топливной категории не ниже 48.
Одним из главных показателей принято также считать плотность. В непосредственной зависимости от вида и категории, разные сорта дизельного топлива применяются в зависимости от времени года и климатической зоны. Для этого его изготавливают, согласно технологии, при соответствующих температурных режимах.
Высокую востребованность дизтопливо получило в силу своих высоких характеристик, и его выпуск составил доходный и рентабельный сектор в экономике страны (к примеру, объем произведенного в РФ дизельного топлива за 2015 год составил 76,1 млн. тонн).
Даже вооруженным глазом нельзя увидеть, как проходит переработка нефти на НПЗ. Ценный продукт доставляется на производство адаптированными средствами транспортировки (в цистернах или по трубопроводу), сразу перекачивается по трубопроводам в резервуары-хранилища, откуда затем начинается производственный процесс химическо-технологической обработки, проходящий несколько последовательных этапов:
Важная функция первичной переработки - разделение обработанного сырья на составляющие его компоненты.
Нефть в ректификационных колоннах делится на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут.
Полученный продукт обладает низким качеством и характеристиками, поэтому ему необходима последующая переработка.
Проводится для изменения химического состава и структуры углеводородов, наличествующих в исходном продукте. Основным методом этого этапа является крекинг или, если проще, - процесс расщепления крупных молекул мазута в более мелкие. Крекинг проходит с помощью высокотемпературного воздействия и носит название «термический», а при задействованном в этом процессе катализаторе используется термин «каталитический». Есть еще «гидрокрекинг», для организации которого необходим водород. С его помощью будущий дизель очищают от примесей серы.
Процессы второй стадии нефтепереработки дорогостоящи и гораздо более сложны по технологии, чем на первом этапе, но получение высококачественного продукта и увеличение его характеристик возможны только в случае вторичной переработки.
Для его изготовления прямогонные фракции соединяют с прошедшими гидроочистку, и это позволяет достигнуть требуемых стандартов. В ДТ высокого класса, именуемого иначе "городским", еще вводятся антидымные и депрессорные присадки.
На сегодняшний день ввиду возросшей востребованности ДТ в России более 30 НПЗ заняты его изготовлением. В 2016 году уровень производства ДТ вырос на 0,2%, а в ноябре 2016 достиг 6 млн 461,8 тыс. тонн. Стандарты РФ, сделавшие обязательным цетановое число горючего данной категории не менее 48, приблизили Россию к стандарту «Евро 5», основной норме экологической безопасности в Европе.
Дизельное топливо отличается относительной неприхотливостью при транспортировке, хранении и эксплуатации. Но соблюдение определенных условий сбережения заметно повышает сохранность качества горючего.
По государственному стандарту принято считать, что солярка не меняет своих свойств 5 лет. Но в современных модификациях дизельного топлива содержится малое количество серы. Чтобы восстановить смазывающие свойства горючей смеси, в нее добавляют присадки, которые склонны к быстрому разложению, что в итоге портит продукт нефтехимической промышленности. Поэтому храниться 5-10 лет дизельное топливо способно только на складах госрезерва, где обеспечиваются идеальные условия сбережения. К тому же, находящееся там горючее не содержит присадок.
Покупая дизельное топливо «про запас» для собственных нужд, следует учитывать другой временной интервал – 1 год. По окончании данного срока просроченное горючее необходимо утилизировать.
Кроме того, разложение дизельного топлива ускоряют присадки, снижающие температуру фильтруемости. Эти компоненты добавляют в зимнюю солярку, поэтому срок ее содержания на складе меньше, чем летней.
К основным условиям сбережения солярки относятся:
Металл и пластик – материалы, используемые при производстве тары для хранения солярки. Наилучший вариант резервуаров для горючего – емкости из первичного полиэтилена, обладающего повышенной прочностью и долговечностью. Они пригодны к использованию для содержания жидкостей с температурой до +60 градусов, что совпадает с условиями хранения горючего. Такая тара бывает различных модификаций: вертикальная, горизонтальная, прямоугольная, плоская. Это позволяет выбрать оптимальный вариант, удобный для складирования. Кроме того, современный полимерный материал не накапливает статическое электричество, что обеспечивает безопасность при хранении легко воспламеняющейся жидкости.
Преимущества пластиковых емкостей в сравнении с металлическими резервуарами:
Все емкости для хранения солярки снабжены селикагелевыми клапанами особой конструкции. Они обеспечивают вентиляцию, но при этом не позволяют влаге попасть внутрь емкости.
Солярка, предназначенная для систем отопления, более вязкая, чем топливо для автомобилей. Но ее можно хранить в любое время года, соблюдая правила безопасности:
Владельцы частных домов, использующие для отопления особняков дизельные котлы, стремятся создать запас солярки на зиму. Это экономически выгодно и безопасно при соблюдении правил, указанных выше.
Дизельное топливо сегодня является одним из самых популярных видов нефтепродуктов. Популярность эта обусловлена оптимальным сочетанием цены и качества топлива, его экологическими факторами воздействия на окружающую среду.
Однако ситуация такова, что в отдельных отраслях деятельности допускается применение аналогов дизельного топлива, имеющих более низкую стоимость. Эти заменители изготавливаются, как правило, путем смешивания переработанных и остаточных нефтесодержащих жидкостей.
К аналогам дизельного топлива следует относить:
Получается за счет использования других технологий, чем при производстве распространенного дизельного аналога. Технологии эти могут быть самыми разными – от добавления более дешевых нефтяных фракций до использования специальных веществ и препаратов. В результате создается аналог дизельного топлива, который вполне пригоден для использования в отдельных отраслях.
При изготовлении судового топлива используются переработанные нефтепродукты. Допускается добавление многократно перегнанного мазута, с помощью которого понижаются условия получаемого топлива. Этот вид топлива создается преимущественно для заправки двигателей, работающих на средних и высоких оборотах.
Эта разновидность альтернативы стремительно набирает популярность при достаточно небольшом своем «возрасте». Популярность печного топлива обусловлена его невысокой стоимостью при отличных свойствах теплотворности. Именно с помощью печного топлива сегодня отапливается большое количество частных домовладений, предприятий промышленности и сельского хозяйства. Невысокая цена такого топлива объясняется его изготовлением на основе дизельных фракций, так называемой, второй перегонки.
К числу основных достоинств печного топлива относятся:
Этот вид топлива изготавливается за счет введения коллоидных составов в углеводороды нефтяных продуктов. Особенность и одновременно недостаток этого топлива – небольшой срок годности, исчисляемый примерно 3 месяцами.
Включает в свой состав жирные кислоты на основе метила. Широкую популярность биодизельное топливо начало приобретать сравнительно недавно.
Имеют низкие показатели вязкости, что хорошо сказывается при работе двигателей в условиях холода. Популярности этого вида топлива способствует и его экологическая безопасность ввиду невысокого содержания сернистых соединений.
Современные транспортные средства часто заправляют соляркой, которая выполнена из газового конденсата. У автомобилистов это дизтопливо вызывает множество вопросов, касающихся его качества. Автовладельцы сомневаются, что солярка из газоконденсата будет идти на пользу двигателю их транспортного средства.
Имеют ли эти сомнения какие-либо основания?
Дизельное топливо из газового конденсата по своим параметрам ничем не отличается от горючего, изготовленного по общепринятым стандартам. Этот факт позволяет утверждать, что газоконденсатное дизельное топливо не имеет негативного воздействия на работу двигателя. Более того, практически вся солярка, производимая в нашей стране, отчасти может считаться газоконденсатной.
Крупные российские предприятия используют нефть, которая транспортируется путем магистральных линий. В этой нефти может содержаться до 10% газоконденсата. Соответственно, определенная часть газоконденсатав любом случае попадет в топливо.
Стоит также сказать, что на Западе уже давно изготовляется солярка из газоконденсата. И такая продукция целиком соответствует всем европейским стандартам и нормам. Она не только не имеет негативного воздействия на двигатель, но и может использоваться для регулярной эксплуатации.
Резюмируя, можно сказать, что газоконденсат не является причиной некачественного топлива.
Чаще всего такая проблема возникает из-за работы заводов-«блендеров», которые в течение нескольких месяцев работают на арендованных мощностях, производя некачественное горючее. По прошествии этого времени такие заводы оперативно закрываются, успев продать большой объем некачественной продукции.
Возникновение такой проблемы обусловлено тем, что в нашей стране производство нефтепродуктов не требует лицензирования. Именно поэтому на данный момент в РФ работает порядка 1,5 тысяч подобных заводов.
За короткий промежуток своей деятельности заводы-«блендеры» успевают производить около 5 миллионов тонн дизельного топлива, что составляет приблизительно 5% от общего объема горючего в России.
Печное топливо – недорогой вид топлива, обладающий высокой теплотворной способностью. Используется для отопления жилых и коммерческих помещений.
Печное топливо производится преимущественно из дизельных фракций многократной перегонки либо переработанного масла. В связи с этим главное его преимущество – дешевизна, обусловленная низкой стоимостью используемого сырья и переработки.
Печное (котельное) топливо производится на специализированном оборудовании, с помощью которого можно самостоятельно регулировать характеристики и свойства продукции. После приготовления котельного топлива оно нуждается в хранении с герметичных емкостях с целью исключения испарения и утраты первоначальных свойств. Как правило, для хранения такого топлива применяются небольшие по объему бочки.
Многие ошибочно путают печное топливо с дизельным. Они действительно схожи, но различны по некоторым важным критериям. Так, в составе котельного топлива имеется много примесей, что делает его невозможное использование в некоторых отраслях. При отсутствии на сегодняшний день конкретных требований к составу котельного топлива его изготовление отличается дешевизной.
В основу классификации печного топлива заложены ряд критериев. Так, в зависимости от температуры возгорания, показателей теплоемкости, степени вязкости можно выделить следующие виды котельного топлив:
По объему содержания серы в составе котельное топливо разделяется на сернистое, где доля серы равна 0,5 – 1,1%, и малосернистое – не более 0,5%.
Печное топливо делится также на:
К числу основных характеристик котельного топлива следует относить кислотность, вязкость, плотность, температура вспышки и некоторые другие. Именно эти показатели учитываются при выборе топлива для отопительного оборудования.
Совершенно очевидно, что печное топливо имеет множество областей применения. Основная его функция – использование для обогрева промышленных площадок, частных домовладений с помощью отопительных систем.
Иногда печное топливо используется для отопления дачи, дома в местах, где нет возможности подвести газ.
Определенный спрос на этот вид топлива наблюдается со стороны сельхозпредприятий и некрупных котельных.
Например, оно помогает обеспечивать тепло на складах, зерновых хранилищах, в загонах скота.
Еще в конце девятнадцатого века основным горючим для судов был уголь. Но, постепенно с ростом нефтяной промышленности все чаще стали использовать жидкое топливо. Постепенно оно стало использоваться повсеместно. Сырьем для его производства являются следующие материалы:
Все его основные свойства проявляются в связи с наличием соединений углеводородов.
Топливо для судовых силовых установок делят на:
Как правило, маловязкое топливо всегда производят из соляровых масел, оно не требует никакой дополнительной обработки перед применением. Тяжелое топливо значительно дешевле, но оно требует особой подготовки. Для этого необходимо обеспечение дополнительного оборудования. Для достижения оптимальных свойств топлива в него добавляют разнообразные присадки.
Начиная с 1988 года отечественной промышленностью стало производиться дистиллятное горючее. Оно смогло заменить газотурбинное и дизельное топливо. Такой тип топлива производится путем смешения дистиллятов от вторичных процессов с стандартными дизельными фракциями. Тут стоит обратить внимание, что требования к такому топливу не настолько жесткие. Может допускаться большая вязкость, а также разрешается наличие серы вплоть до 1,5%. Также у него более низкое цетановое число.
Данный тип ГСМ практически идеально подойдет для речного, а также и для морского флота, на который устанавливаются среднеоборотные и высокооборотные дизеля, может также использоваться для газотурбинных установок.
Так как дистиллятное судовое топливо делают строго из легких фракций, которые отделяются в установках для переработки нефти при дистилляции сырья. Для данного типа топлива характерна достаточно низкая вязкость. Это дает возможность подавать его напрямую к силовым установкам или котлам без дополнительного подогрева.
Какие показатели качества делают выгодным использование СМТ:
Стоит обратить внимание, что дистиллятное топливо малоопасный продукт. Согласно ГОСТ его относят к 4-му классу по степени опасности.
На практике выделяют три типа подобного топлива. Различие между ними в массовой доле серы:
При производстве такого судового топлива могут использоваться присадки, разрешенные к использованию. От качества горючего для судов напрямую зависит исправность двигателя, четкость его работы, вред для окружающей среды. Поэтому, производство в обязательном порядке контролируется.
Научные исследования, а также большая и важная работа на значительном числе объектов теплоэнергетической сети, говорят о возможности увеличения экономичности любых котельных, которые предназначены для нагрева воды, и использующих для работы жидкое горючее. При этом имеется потенциал для снижения уровня вредных выбросов в атмосферу.
Значительно повысить практически все экологические и экономические показатели подобных котельных (сюда же можно отнести котлы средней и большой мощности), можно с помощью специальной подготовки жидкого топлива. В частности, речь идет о топливно-водной эмульсии.
Как правило, превышение количества воды в топливном мазуте приводит к снижению эффективности. Обычно встречаются следующие последствия:
Причиной этому становится размещение воды слоями между массой топлива.
Если же берется водная эмульсия, при этом вода размещается равномерно в горюче-смазочных материалах, практически на молекулярном уровне. Такое распределение позволяет сделать топливо более однородным и равномерным, за счет разрыва парафиновых цепочек. Готовится такая эмульсия с помощью гидродинамических кавитационных установок, они называются УКГ.
Приготовленная эмульсия топливная совершенно не расслаивается во время хранения. Если конечно, не сохранять ее при температурах свыше +90°C. Также после замораживания и восстановления при положительной температуре сохраняет все характеристики.
Основные свои положительные особенности топливно-водная эмульсия демонстрирует во время сжигания. Водные частицы вскипают раньше, чем это происходит с мазутом. При этом вода разбрасывает рядом находящиеся частицы топлива. Разделенные частицы начинают гореть со всех сторон одновременно. Это увеличивает температуру факела.
После перевода объектов тепло- и энергоснабжения с обычного мазута на топливно-водную эмульсию, можно получить целый ряд эффектов.
Помимо этого, имеется и целый ряд других эффектов. Это все вместе приводит к довольно серьезной экономии на обслуживании котлов.
На установках можно производить топливо, которое обладает всеми перечисленными качествами. Имеется возможность производства композитного топлива из смеси мазута, угля и воды. Такое топливо можно свободно использовать в любых жидкостных котлах.
Сжигание в котлах подобной эмульсии позволяет снизить количество оксидов углерода, а также серы и азота в выбросах. Также снижается загрязненность отходящих газов твердыми частицами. Для приготовления эмульсии можно использовать сточные воды, а также загрязненные любыми отходами.
Сравнительно недавно, более 20 лет назад, появился новый вид топлива, который называется биодизель. Его важной особенностью является экологическая чистота как производства, так и, что немаловажно, использования. При этом топливо считается универсальным и относительно дешевым, что еще более усилило интерес к нему.
Биодизельное топливо (биодизель) является жидким топливом для двигателей, представляющим собой смесь из эфиров жирных кислот.
В качестве исходного сырья для производства биодизеля могут выступать различные животные жиры и растительные масла. Более популярным вариантом заслуженно считается разнообразные сельскохозяйственные культуры, для каждого государства свои.
Например, в США главным сырьем для производства биодизеля выступает соя, в ЕС - рапс, а Бразилии - касторовое масло.
Помимо перечисленных, применяются также пальмовое и кокосовое масло, ятрофа и другие виды растений. Одним из наиболее перспективных вариантов считается использование в качестве сырья водорослей.
Биодизель обладает рядом впечатляющих достоинств, среди которых выделяются, прежде всего:
Недостатками биодизельного топлива признаны:
Несмотря на наличие достаточно серьезных недостатков, биодизель в последние годы получает все большее распространение в мире.
Биодизель относится к возобновляемым видам топлива. Это во многом объясняет стремительное увеличение его производства, происходящее в наиболее развитых странах мира. Лидерами рынка биотоплива, куда, помимо биодизеля входит и биоэтанол, заслуженно считаются США, Бразилия и Европейский Союз, которые в 2012 году произвели соответственно 27, 14 и 10 млн. тонн биотоплива в нефтяном эквиваленте, а общий объем рынка составил примерно $95,2 млрд.
Это привело к тому, что в настоящее время доля биотоплива в общем объеме потребляемых в мире энергоресурсов уже составляет более 3%. По прогнозам аналитиков она увеличится к 2030 году до 10-30%. Такой серьезный разброс оценок связан с тем, что, вполне возможно, будут изобретены другие альтернативные источники получения экологически чистой энергии. В противном случае, более реалистичным станет верхний порог прогнозов.
Россия не относится к числу лидеров по производству биодизеля. Это связано, прежде всего, с отсутствием необходимых технологий, получение которых осложнено санкциями. Тем не менее, по оценкам Минсельхоза примерно 5% тепловой и 1% электрической энергии в стране производится с применением биотоплива. При этом практически не развито производство жидкого биодизеля для использования в двигателях.
Дистиллят газового конденсата – это нефтепродукт, получаемый посредством прямой переработки смеси газов, образовавшихся в недрах земли. Он представляет собой прозрачную жидкость с характерным запахом. В состав этого нефтепродукта входят керосиновые и бензиновые фракции. В нем не содержатся асфальтены и смолистые вещества.
На крупных месторождениях сегодня добывают и переводят в стабильное состояние 3 разновидности ДГК:
Легкий ДГК является смесью углеводородов групп С3-С8. Его принято использовать в качестве сырья при изготовлении топлива. Также этот дистиллят активно применяется в нефтехимической сфере деятельности.
Средний ДГК производится посредством технологии ректификации стабильного газового конденсата. По своим свойствам и составу эта разновидность дистиллята схожа с зимними марками ДТ.
Наконец, тяжелый ДГК представляет собой фракции, которые остались после перегонки стабильного газового конденсата. Его обычно применяют в котельных и технологических агрегатах.
ДГК чаще всего применяется в топливно-энергетическом комплексе и нефтехимии.
В частности, его активно используют для производства алкенов, ароматических соединений и прочих низкомолекулярных веществ.
Еще один распространенный вариант использования ДГК – сырье для производства высокооктановых добавок, которые могут использоваться с целью повышения качества бензина.
Зачастую лигроин применяется в качестве дизельного, котельного и реактивного топлива.
В лакокрасочной промышленности ДГК нередко применяют в качестве растворителя.
Его можно использовать в качестве топлива для специальных ламп, а также для карбюрации воздуха и устранения жирных пятен.
Качества ДГК практически идентичны характеристикам обыкновенного дизтоплива.
Например, плотность белой нефти равна 0,85 грамма на кубический сантиметр.
Доля содержания серы в этом нефтепродукте также не превышает 0,02%. При этом белая нефть не растворяется в воде.
Именно этим и обусловлены уникальные свойства данного нефтепродукта.
Что интересно, ДГК начинает мутнеть только при достижении отметки в -60°С.
При использовании этого продукта стоит помнить, что он относится к категории легковоспламеняющихся и огнеопасных веществ.
Поэтому его применение и перевозка требуют соблюдения особенных норм безопасности.
Так, для перевозки белой нефти следует использовать только лишь специальные транспортные средства, которые имеют лицензию на транспортировку горюче-смазочных материалов.
Для безопасной перевозки доставка ДГК должна выполняться в герметичной таре из прочного материала с антикоррозийным эффектом.
Дизельная технологическая фракция (ДТФ) - это продукт нефтяного производства, который используют в качестве топлива для отопительного оборудования, а также для функционирования моторов судовой и другой техники. Жидкость имеет прозрачный, светло-желтый оттенок, является аналогом печного топлива.
Качество дизельной технологической фракции определяется специальным документом - ТУ 38.101567-2014. Продукция компании, которая дорожит своей репутацией, должна соответствовать требованиям, установленным данным регламентом.
ДТФ получают путем соединения дистиллятных фракций, производимых в ходе прямой перегонки нефти, с продуктами вторичной перегонки газойлевых фракций. 1/10 часть дизельной технологической фракции перегоняется при температуре более 150 градусов. Производство оставшейся доли сырья происходит при температуре не выше 370 градусов.
Выпуск топлива такого вида осуществляется на нефтеперерабатывающих производствах. В процессе его выработки в обязательном порядке соблюдаются определенные технологические требования.
ДТФ и дизельное топливо имеют несколько различий. Среди них одной из главных является стоимость продукции. Дизельная технологическая фракция значительно дешевле солярки.
Следующая, не менее важная характеристика - показатель содержания серы в составе. В зависимости от сорта, доля указанного вещества в ДТФ может занимать от 0.5% до 1%. В случае с дизтопливом это число намного меньше.
Помимо этого ДТФ отличается следующими характеристиками:
Также дизельная технологическая фракция отличается невысоким показателем вязкости. При сравнении этих характеристик можно выявить очевидные преимущества дизельного топлива.
Как и судовое маловязкое топливо, ДТФ может быть 3 видов. Все зависит от концентрации серы в конечном продукте. Исходя из этой характеристики выделяют несколько типов продукции.
Температура фильтрации каждого типа жидкости зависит от его состава. Фракция чистого вида обладает показателем температуры фильтрации -26 градусов. Если в сырье добавляются присадки, эта величина может меняться и достигать отметки -47 градусов.
Ранее уже было указано, что дизельная технологическая фракция - это своеобразный аналог судового маловязкого и печного топлива. Исходя из этого можно сделать выводы по его использованию.
Горючее топливо данного вида применяют:
Путем использования ДТФ работают высокооборотные и среднеоборотные моторы водного транспорта, газотурбинных конструкций, сельскохозяйственной техники. Дизельную технологическую фракция все чаще используется для обогрева помещений - жилых, производственных и других.
При использовании ДТФ должно соблюдаться правило - применение топлива возможно только в том случае, если это не противоречит спецификации двигателя, установленного на судне или в конструкции.
Применение аналога дизельного топлива для заправки речных и морских суден позволяет ощутить ряд преимуществ. Среди них нужно выделить основные:
Дизельная технологическая фракция относится к группе умеренно опасных для человеческого организма жидкостей. В процессе ее переработки в воздухе не образуются взрывоопасные концентрации. Перевозка и хранение сырья требует соблюдения особых условий и предельной осторожности.
При необходимости в ДТФ можно добавлять различные присадки, благодаря которым улучшаются свойства сырья. К примеру, можно снизить до минимума вероятность образования нагара на двигателе и элементах, расположенных рядом.
Существует множество классификаций дизельного топлива, однако чаще всего этот нефтепродукт классифицируется в соответствии с периодом использования.
Так, существует зимнее и летнее дизтопливо. Разница между этими продуктами заключается в температурном режиме, при котором можно использовать конкретный вариант ДТ.
Зимнее топливо благодаря наличию специальных депрессорных присадок может использоваться при температуре до -30°С. А вот летнее ДТ является работоспособным только лишь при температуре выше 0°С.
Для производства летнего дизтоплива принято использовать гидроочищенные, прямогонные углеводородные фракции вторичного происхождения. ДТ получают путем смешивания этих фракций при температуре кипения до 360°С.
Данный нефтепродукт отличается высоким уровнем взрывоустойчивость. Именно поэтому его активно используют для заправки военной техники. Плотность летнего ДТ составляет 0,85 кг/литр. Риск воспламенения нефтепродукта существует при достижении температурным столбцом отметки 45°С.
Этот тип дизтоплива принято использовать в период с апреля по сентябрь. Такое ограничение обусловлено тем, что при низких температурах летнее ДТ начинает мутнеть и застывать. В результате этих процессов начинают образовываться кристаллы парафина, которые могут засорить топливные фильтры и теплопровод. Все это может привести к поломке дизельного двигателя. Зимой летнее ДТ используется только лишь для системах отопления и энергоснабжения.
Применение летнего дизельного топлива при минимально допустимых температурах способствует превращению ДТ в киселеобразную смесь. Такое состояние дизтоплива приведет к застою и последующей поломке топливной системы. Поэтому летнее ДТ не рекомендуется использовать при температуре ниже +5°С.
Зачастую летнее дизельное топливо используется не только в двигателях различных транспортных средств, но и с целью отопления стационарного объекта. Это может быть частный дом, коттедж и любая другая подобная постройка. В этом случае возникает необходимость правильного хранения ДТ. Для этого принято использовать стационарную емкость, которую рекомендуется установить непосредственно в землю. Это обусловлено тем, что температура грунта почти никогда не опускается до отрицательных показателей. Дополнительно следует обеспечить надежную теплоизоляцию бака и топливной арматуры.
Бак с летним ДТ стоит установить как можно ближе к объекту отопления. Для подбора подходящей емкости следует определиться с ее объемом. Оптимальным вариантом будет емкость на 1000 литров. При желании и необходимости можно увеличить объем бака. А вот емкости меньшего объема лучше не использовать. Бак для хранения летнего дизтоплива может быть выполнен как из нержавеющей стали, так и из ПВХ.
Учитывая климатические особенности России, в нашей стране одним из самых популярных видов топлива является арктическое ДТ. Это топливо предназначено для применения в условиях экстремальных температур. Его можно использовать при температуре до -50°С. Данный тип топлива обычно маркируется буквой «А».
Для того чтобы топливо соответствовало категории «А», температура его застывания должна быть равна -50°С. При этом температура вспышки ДТ составляет 25°С, а плотность не более 830 кг/м³.
Для производства арктического ДТ используются гидроочищенные, прямогонные углеводородные фракции вторичного происхождения. Температура кипения составляющих элементов может достигать 320°С.
Что касается пределов кипения самого топлива, то они соответствуют показателю керосиновых фракций.
Таким образом, арктическое дизтопливо по своей сути фактически является утяжеленным керосином с высоким цетановым числом и необходимыми смазывающими качествами.
Для этого в данный нефтепродукт добавляют цетаноповышающие присадки. Для улучшения свойств арктического ДТ в него также добавляют минеральное моторное масло.
Стоит сказать, что существует альтернативный способ получения данного типа дизтоплива. Для этого используется летнее дизельное топливо, которое проходит процедуру депарафинизации.
Но стоит заметить, что для проведения данной процедуру требуется применение специального оборудования. Соответственно, происходит удорожание производственного процесса и себестоимости конечного продукта. Поэтому такая методика используется крайне редко.
Данный тип топлива чаще всего используется в экстремальных условиях Крайнего Севера. Арктическое ДТ также актуально и в умеренной климатической зоне. Это касается суровых зимних периодов, когда температура воздуха опускается ниже отметки -30°С.
Применение именно арктического дизтоплива обусловлено наличием специальных компонентов, которые препятствуют замерзанию и поддерживают требуемые эксплуатационные характеристики.
Если сравнивать арктическое и летнее топливо, то во втором случае при понижении температуры наблюдается уплотнение парафинированной массы. В результате этого в ДТ образуется взвешенный осадок, а само топливо начинает мутнеть. Это может привести к развитию агломерации.
Другими словами, образовавшиеся крупные частицы парафина забивают поры фильтра тонкой очистки.
Как итог – летнее топливо перестает поступать в дизель.
Для того чтобы не сталкиваться с подобными проблемами и принято использовать арктическое ДТ.
Двигатель внутреннего сгорания, в котором топливо самовоспламеняется под воздействием горячего воздуха (до 800 градусов Цельсия), предварительно сжатого до определенной величины давления (10-30 мегапаскалей) – это дизельный силовой агрегат (дизель). Его изобретение относится к более позднему сроку, по отношению к бензиновым силовым установкам. Возникла потребность в дизельных двигательных агрегатах в качестве альтернативы бензиновым аналогам, которые обладают низким коэффициентом полезного действия. У дизельных двигателей (ДД) КПД в полтора раза выше, чем у ДВС на бензине. Если использовать технологию турбонаддува, то КПД может достигнуть 50-ти процентов.
Дизельные силовые установки используются в качестве двигателей грузовиков, тракторов, легковых автомобилей, морских, речных судов, железнодорожных локомотивов, электростанций. Применяются ДД в составе установок для выполнения различных технологических процессов.
В зависимости от конструктивных особенностей камер сгорания дизельные силовые агрегаты подразделяются на виды. Их три:
В зависимости от числа тактов ДД выпускаются двух и четырехтактные. 4-хтактным силовым установкам отдается предпочтение благодаря большей эффективности.
Дизели в составе системы подачи топлива могут иметь топливный насос высокого давления (ТНВД) или аккумуляторное устройство (блок). При наличии ТНВД секция насоса соединяется с одной форсункой. Когда используется аккумуляторный блок, то форсунки наполняются топливом напрямую, без дополнительных приспособлений.
Дизели могут оборудоваться системой холодного запуска – механизмом предпускового подогрева, который позволяет обеспечить безопасный плавный запуск мотора при низких температурах окружающей среды.
Внедрение технологии турбонаддува позволяет в значительной степени повысить эффективность работы и его мощность. Устанавливается специальное устройство – турбонагнетатель, который обеспечивает требуемый уровень давления для эффективного и более полного сгорания смеси топлива.
К преимуществам дизелей относится:
К недостаткам дизелей относится:
Плюсы значительно превышают недостатки, поэтому дизельные двигатели востребованы во многих отраслях.
Тенденция иметь загородную недвижимость со всеми современными удобствами в России актуальна. Строятся новые дома, коттеджи, особняки, даже замки, целые поселки. Если нет системы централизованного теплоснабжения, то перед владельцем дома остро встает вопрос о создании системы автономного обогрева. Вариантов много, но самые популярные – это установка дизельного котла или генератора, работающего на дизельном топливе.
Если рядом с загородным домом нет газовой магистрали, то лучший вариант это позаботиться об установке дизельного котлового оборудования для организации водяного теплоснабжения. Котлы на дизтопливе можно устанавливать без получения официального разрешения тепловой сети. Основное оборудование монтируется в отдельном здании (помещении) или подвале с потолком высотой не менее 3-х метров, имеющем выход на улицу. Для хранения дизельного топлива используются стальные контейнеры из легированной стали необходимой емкости. Вместимость рассчитывается в зависимости от мощности котла, площади обогрева, объема потребления. Котлы на дизтопливе выпускаются в двух вариантах установки: настенные и напольные. Предпочтение отдается напольному варианту. Котлоагрегат на дизтопливе состоит из камеры сгорания, форсунки, горелочного устройства. Важным моментом при монтаже дизельного обогревательного котла является устройство дымохода, который обеспечивает отвод продуктов горения и излишек пара.
Современные котловое дизельное оборудование снабжено электронными блоками управления, с помощью которого можно контролировать и регулировать параметры системы теплоснабжения (температуру, уровень давления). Грамотная разводка трубопровода в доме позволяет использовать котлооборудование на максимальном уровне коэффициента полезного действия.
К положительным моментам дизельных котлов относится:
Использование теплогенератора, работающего на дизельном топливе, считается универсальным вариантов отопления частных домов. Для установки дизельного генератора нет необходимости получать разрешение от различных инстанций. Чтобы запустить теплогенератор на дизтопливе внешнее питание не требуется, поскольку запуск осуществляется от автономного источника – встроенного аккумулятора. В составе дизельных генераторов основными элементами являются топливный бак, камера сгорания, горелка, вентилятор, система контроля и управления. Такие теплоагрегаты относятся к категории оборудования воздушного теплоснабжения. Иначе они называются тепловыми пушками.
К плюсам дизельных генераторов относится:
Исходя из преимуществ дизельного котла и генератора, можно выбрать рациональный вариант организаций теплоснабжения частного или загородного дома.
Внедрение передовых технологий при производстве дизельных силовых агрегатов, появление новых поколений моторов способствует предъявлению высоких требований к свойствам и качеству дизтоплива.
Важным показателем являются смазывающие свойства, которые формируют и определяют величину эксплуатационного срока всех узлов, механизмов, элементов двигательных установок. Обладая смазывающим эффектом, дизтопливо способствует уменьшению силы трения в топливных насосах высокого давления, форсунках, поршней о зеркальную поверхность цилиндров. Если используется дизельное топливо с некондиционными смазывающими характеристиками, это приводит к снижению износостойкости взаимодействующих деталей и возможности их заклинивания. Основным химическим веществом, которое долгое время служила смазкой в дизтопливе, является сера. Однако появление новых двигательных систем и повышение требований действующих стандартов ограничивает процент серных соединений, поскольку их присутствие ведет к образованию нагара, ухудшению рабочих характеристик двигателей, в том числе и КПД.
В наше время за смазывающие действие дизельного топлива отвечают специальные натуральные или синтетические вещества – присадки. Они стали применяться повсеместно, даже не смотря на то, что их использование приводит к подорожанию топлива. Компании-производители дизтоплива на стадии технологического процесса добавляют в рекомендованных пропорциях противоизносные присадочные вещества. Однако не всегда, и не каждый производитель строго придерживается требованиям ГОСТов. По существующей статистике число поломок топливной аппаратуры возрастает постоянно из-за преждевременного износа в связи с плохими смазывающими характеристиками предлагаемого, на автозаправочных станциях, топлива.
Чтобы топливо обеспечивало необходимую степень смазки элементов топливной системы, применяются присадки, полученные путем химических реакций, синтеза, полимеризации. К ним относятся:
Таким образом, для улучшения смазывающих свойств дизельного топлива используются специальные присадки отечественного и зарубежного производства. Учитывая качество российского дизтоплива применение присадок – оптимальный вариант обеспечить бесперебойность работы дизеля в оптимальном режиме. Смазка в дизтопливе не только способствует нормальной работы мотора, но и улучшению экологической обстановки за счет снижения токсичности выбросов из выхлопных труб дизелей.
При работе силового агрегата его детали омываются горючими газами. Это приводит к тому, что мощность двигательной установки снижается, а расход топлива увеличивается. В идеале функционирование мотора может происходить при равновесном режиме, когда форсунки и камеры сгорания остаются чистыми от нагара. При определенном режиме происходит выгорания нагара, который через некоторый промежуток времени появляется снова. И так может происходить в течение нескольких циклов.
Большее количество нагара образуется в том случае, если агрегат работает в неоптимальном режиме и когда применяется некачественное топливо.
Параметры, характерные для дизтоплива – это вязкость, плотность, степень чистоты, процент содержания воды, воспламеняемость, содержание примесей, температура застывания. В составе дизельного топлива есть примеси, такие, как серные соединения, смолы, парафиновые углероды, нафтеновые кислоты, коксующиеся вещества. Скорость, с которой появляется нагар, зависит качественных параметров топлива и других факторов.
Максимальный уровень коксуемости дизтоплива ограничен тремя процентами, но есть качественные сорта, когда этот показатель находится на уровне 0,053 процента. Использование такого топлива гарантирует высокую эффективность функционирования двигателя, его высокую мощность, большой КПД и низкий уровень нагарообразования.
Таким образом, при применении топлива для дизелей необходимо контролировать его чистоту и состав. Ведь появление нагара в значительной степени снижает эффективность функционирования мотора, коэффициент полезного действия, уменьшает уровень полезной мощности, резко повышает расход топлива. Это приводит к преждевременному износу элементов и механизмов силовых дизельных установок, быстрой выработке рабочего ресурса и снижению эксплуатационного срока всей двигательной установки. Особенно опасно присутствие серных, смольных, коксующих примесей, которые обязательно имеются в низкокачественном дизельном топливе.
Одним из основных составных элементов дизтоплива является сера. Это вещество отличаются повышенным уровнем коррозийной агрессивности.
Именно поэтому содержание серы в ДТ ограничивается предельной нормой. Этот показатель называется «массовая доля серы».
Превышение нормы приведет к коррозии металла, но и недостача может существенно повлиять на качество ДТ. Поэтому небольшой объем серы обязан присутствовать в топливе.
Сегодня при производстве дизтоплива используется стандарт качества, который делит этот продукт на два вида: сернистое и малосернистое ДТ.
В разные годы параметры этого стандарта имели различные значения. Например, в 60-70-х годах сернистым ДТ считалось топливо с содержанием серы на уровне 1%. При этом малосернистым было принято считать дизтопливо с максимальным содержанием данного вещества в пределах 0,2%.
Основным недостатком сернистого ДТ было значительное увеличение коррозионного износа поршневых колец, цилиндров и прочих деталей дизеля.
Для решения этой проблемы ранее использовались щелочные моющие присадки, обеспечивающие антикоррозийный эффект.
Кроме того, присадки обеспечивали снижение уровня нагарообразования. Однако применение таких присадок способствовало быстрому убыванию щелочного числа масла. Соответственно, из-за этого существенно сокращался пробег до следующей смены масла.
Выходом из данной ситуации было решение несколько изменить стандарты качества дизтоплива.
Так, сернистым топливом сейчас считается ДТ, содержащее не более 0,2% серы.
А вот малосернистое дизтопливо содержит не более 0,035% этого вещества.
Для соблюдения данных норм производители транспортных средств начали использовать новые системы впрыскивания дизтоплива. Именно для обеспечения эффективной работы этих систем было принято решение ввести более строгие лимиты на содержание серы в дизтопливе.
Так, в нашей стране стандартный уровень содержания этого вещества в топливе составляет 0,2%.
В некоторых случаях допускается превышение этого показателя до 0,5%.
Однако уже в ближайшее время эта норма будет обязательно пересмотрена в сторону ужесточения показателей. Предполагается, что в скором будущем предельно допустимое содержание серы в ДТ будет составлять 0,05%.
Такое топливо будет считаться «экологически чистым».
Новые требования не учитывают тот факт, что низкий уровень серы способствует ухудшению смазывающих свойств ДТ. Следовательно, снижается срок безотказной работы всех основных элементов топливной аппаратуры.
Для того чтобы избежать подобной проблемы, необходимо использовать присадки, которые улучшают смазывающие свойства топлива.
Но на данный момент в нашей стране производство присадок не поставлено на серийный поток.
При этом на АЗС не организована раздельная реализация различных марок ДТ, отличающихся разным уровнем содержания серы. Смешивание сортов приводит к общему ухудшению качества дизтоплива.
Поэтому для решения данной проблемы требуется усовершенствование инфраструктуры современных АЗС и организация серийного производства присадок для смазки агрегатов топливной аппаратуры.
В некоторых случаях при учете топлива могут возникать спорные ситуации. Причина в особенностях измерения количества этого типа горюче-смазочных материалов. Дизельное топливо может замеряться в литрах или тоннах. Тонны показывают вес продукта, а с помощью литров можно охарактеризовать его объем. На практике перевод тонн в литры и обратно не составляет никаких проблем и сложностей.
Для этого достаточно знать основы физики. Именно с помощью базовых формул осуществляется пересчет. Если вы знаете массу топлива и его плотность, то проблем с расчетом его объема не возникнет. Просто разделите массу на плотность. Для этого используют такую формулу:
V=m/p
Обратите внимание, что массу указывают в тоннах, а плотность потребуется знать в кг/м3.
Тут стоит также смотреть на температуру окружающего воздуха. Плотность жидкого тела – переменная величина. Поэтому, стоит учитывать марку солярки или бензина, но и температуру вокруг емкости. В ГОСТ 305-802 указано, что за базовую плотность принят показатель, замеренный при температуре 20°C. При этом, данные требования являются базовыми для всех видов жидкого топлива, для любого типа указываются показатели, замеренные при температуре 20°C.
Когда температура повышается, то плотность уменьшается. Объем топлива при этом увеличивается. В некоторых случаях именно этот вариант используют для искажения отчетности в случае слива топлива. Такой метод довольно часто можно встретить в бюджетных организациях.
Идеальным вариантом при заказе солярки будет учитывать вес поставляемого продукта. Так как данный показатель не изменяется ни в меньшую сторону, ни в большую. При таком подходе удается избежать воровства и махинаций. Минпромэнерго РФ, чтобы избежать споров и недоразумений указало средний показатель плотности при обычных условиях – 0,769 кг/л. Этот показатель применяется к любым видам жидкого топлива, применяемого в промышленности и на транспорте.
На практике при учете топлива используют вот такую формулу:
V=(m/0,769)*1000В полученной цифре сокращаем единицы, в итоге у нас выходят литры.
Во многих случаях может потребоваться пересчитать литры в тонны. Это может потребоваться при сочетании разных методов учета, или при сотрудничестве организаций, по-разному учитывающих топливо. Для перевода изменяем указанную выше формулу:
m=V*p
На практике это выглядит следующим образом:
m=V*0,769/1000
В итоге мы получаем результат в тоннах.
Стоит помнить, что в требованиях разных организаций плотность топлива может различаться. В описанной выше формуле используется среднее значение плотности, этот показатель установил Минпромэнерго.
Ростехнадзор использует другой подход. Согласно их регламенту, плотность топлива указывается исходя из конкретной марки горючего. Например, плотность диз.топлива равна 0,84 т/м3. Это следует учитывать при расчетах.
Основное правило, которое стоит запомнить, это зависимость плотности и объема топлива в зависимости от показателя температуры окружающей среды.
Уровень температуры окружающего воздуха достаточно сильно влияет на условия и эффективность применения практически любого вида топлива. При этом наиболее заметно изменение параметров при наступлении холодов, который крайне негативно влияет на возможность его транспортировки и использования. Именно поэтому для определения свойств дизельного топлива при низкой температуре применяются специально разработанные показатели.
При понижении температуры в первую очередь весьма заметно снижается подвижность ДТ. Кроме того, по тому, как оно реагирует на холод, можно судить о наличии в составе определенных групп углеводородов. В настоящее время для определения низкотемпературных свойств топлива применяются следующие показатели:
Наличие достаточно большого количества специально разработанных параметров показывает важность правильного определения низкотемпературных свойств ДТ. Это объясняется тем, что от них зависит возможность его транспортировки и эффективность использования.
На практике чаще всего применяются три метода улучшения рассматриваемых параметров путем добавления в дизельное топливо:
Грамотное применение перечисленных выше способов позволяет существенно улучшить низкотемпературные свойства ДТ, что повысит эффективность его использования и возможности транспортировки.
Эффективность работы дизельного двигателя в значительной степени определяется качеством используемого топлива, которое, в свою очередь, зависит от такого показателя как цетановое число (ЦЧ). Оно обозначает уровень способности дизельного топлива воспламеняться при определенной температуре.
Цетановое число - это параметр, определяющий период между впрыском в цилиндр двигателя дизельного топлива и началом горения. Очевидно, что при повышении ЦЧ время задержки уменьшается, а топливная смесь сжигается спокойнее и более плавно.
В настоящее время считается наиболее приемлемым для эффективной работы двигателя дизельное топливо с рассматриваемым параметром между 45 и 55. При его уровне ниже 40 серьезно увеличивается задержка горения, что приводит к нарастанию внутреннего давления в камере сгорания и вполне естественному быстрому износу двигателя.
Отечественные стандарты устанавливают минимальное цетановое число для всех видов дизельного топлива (как летнего, так и зимнего) на уровне 48. В некоторых случаях (использование зимой в арктических условиях) допускается снижение показателя до 40.К премиальным классам топлива относится то, у которого рассматриваемый параметр находится в пределах от 51 до 55. Оно, как правило, значительно легче, эффективнее для запуска двигателя зимой и образует при сжигании меньше дыма. При увеличении ЦЧ более 60 происходит обратный процесс, качество топлива снижается, что связано с неполным его сгоранием, увеличением расходы и объема выделяемых выхлопных газов.
Оптимальный показатель цетанового числа обеспечивает:
Учитывая вышесказанное, становится очевидным, насколько выгоднее и эффективнее применять дизельное топливо с оптимальным ЦЧ.
В настоящее время разработано несколько способов измерения цетанового числа. К их числу можно отнести:
На данный момент активно применяется два основных способа повысить цетановое число.
Во-первых, этого можно добиться более глубокой переработкой исходного топлива. Этот метод наиболее эффективен, но достаточно сложный и ведет к большим потерям сырья.
Вторым способом улучшить характеристики топлива является добавления различных присадок и стабилизаторов. Их в настоящее время разработано немалое количество, а эффективность такова, что при внесении препарата, масса которого составляет 1,5% от веса топлива, цетановое число увеличивается на 5-10 единиц.
Дизельное топливо, или в простонародье - солярка — жидкость, получаемая из нефти посредством перегонки, которая используется в качестве топлива для дизельных двигателей внутреннего сгорания (далее – ДВС).
В Российской федерации на сегодняшний момент работают 37 нефтеперерабатывающих заводов, их суммарная пропускная способность составляет порядка 260 млн.тонн. Также действую около восьмидесяти более мелких пунктов переработки, их общая производительность составляет примерно 12 млн.
Для улучшения свойств солярки используют три главных разновидности добавок:
Благодаря использованию присадок, повышающих цетановое число дизельного топлива, потребитель получает следующие преимущества:
Добавки для улучшения свойств топлива, к примеру, Миксент 2000, на 100% растворяются в горючем и не оказывают негативного эффекта ни на его горение, ни на конструктивную целостность самого двигателя.
Очень часто такие присадки используются для импортных автомобилей, которые более требовательны к качеству топлива.
Многие автолюбители придерживаются точки зрения, что искусственное увеличение цетанового числа при помощи добавок может ухудшить способность топлива смазывать механизм.
Это верно, но только в некоторой степени, если процентное соотношение топлива / присадки превысит 0,3 – 0,4 % и касается только некоторых типов горючего.
Использование противоизносных добавок сегодня является обязательным при изготовлении малосернистой солярки, это в немалой степени диктует требование по экологичности для любых ДВС, в том числе дизеля.
Некоторые присадки способны увеличить долговечность мотора защитив его трущиеся поверхности (в основном поршневой группы) особой пленкой.
На дизельном двигателе внутреннего сгорания большое внимание уделяется очистке солярки, это связано со сложностью конструкции их ТНВД. Для очистки горючего применяется сразу несколько систем, но все равно добиться стопроцентного результата не удается.
Для решения этой проблемы используют моющие добавки к горючему, которые способны очистить внутреннюю часть подающей топливной системы от любых типов паразитных образований.
Использовать такие присадки на старых моторах нужно осторожно, если в результате их действия отслоятся большие фрагменты мусора, они могут полностью перекрыть ячейки фильтра и привести к полной остановке дизеля с последующей разборкой топливной системы и ее чисткой.
Важно! Выбор присадок для дизельного топлива – ответственный момент, от которого может зависеть не только расход топлива и КПД мотора, но и его работоспособность.
Старый свет завоёвывает очередную высоту в вопросе экологии. Самым совершенным в нынешнее время стандартом является «Евро-6», вступивший в свои права с сентября 2015 года. Введение данных стандартов и норм подразумевает отказ всех членов ЕС от регистрации и продажи всего транспорта, не соответствующего этим требованиям.
Введение стандарта было запланировано на конец 2013 года, но неготовность основных нефтяных и автогигантов к переходу стали причиной отсрочки. Ещё некоторое время потребовалось на модернизированное промышленное производство, качество топлива улучшение качества ДВС.
«Евро-6» мало чем отличается от предыдущих стандартов по параметрам жёсткости контроля за выбросами в атмосферу. Сравнивая и раскладывая по полочкам изменения по каждой позиции, отметим следующее (в единицах г/км):
Ещё одним немаловажным фактором является то, что силовые агрегаты должны соответствовать требованиям завода изготовителя в течение 7 лет или по истечении пробега не менее семисот тысяч километров.
Группа перспективных учёных Апеннинского полуострова провели эксперимент и выяснили любопытный факт, что сигареты больше вредят окружающей среде, чем обновлённый мотор «Евро-6».
Оснащение дизельных силовых агрегатов дополнительным оборудованием значительно повышает цену автомобилей, работающих на дизеле, и становятся причиной многочисленных неудобств.
Порог замерзания жидкости, требуемой согласно регламенту«Евро-6», является минус одиннадцать с половиной градусов. Мало того, для неё требуется дополнительный резервуар. Многочисленные факты свидетельствуют о том, что жители Старого света вскоре могут просто отказаться от использования старых добрых, надёжных и безотказных… (к сожалению «Евро-6» безжалостно прервал ряд эпитетов по отношению к дизельному ДВС, которые можно ещё продолжить).
Многие страны компенсируют данное решение денежными выплатами. Британцам за отказ от дизельных двигателей и обмен на электрическую тягу обещают две тысячи фунтов стерлингов. Парадоксом является то, что совсем недавно дизель позиционировался, как наиболее экологически чистый агрегат.
Для того, чтобы внедрить шестой стандарт Евро в нашей стране, нужно закончить внедрение предыдущих. Качество топлива заставляет желать лучшего, а за компенсациями по поводу избавления от дизельных моторов, до нас очередь пока не дошла.
Сделай заказ прямо сейчас и получи скидку 25 коп. с литра!
Контакты