Технология производства дизельного топлива

В качестве горючего в нашей высокотехнологичной эпохе все чаще стал применяться продукт нефтепроизводства, именуемый дизельным топливом. У его названия есть несколько разговорных аналогов, более общепринятых. Простому человеку оно известно, как соляра (солярка) или ДТ, дизтопливо.

ДТ - один широко используемый продукт нефтеперерабатывающей отрасли, стало все чаще применяться для двигателей автомобилей, в газотурбинных установках (ГТУ) и в газодизелях.

Главной причиной его повсеместной востребованности стала экономичность. Дизель дешевле бензина, процент расхода горючего в дизельных двигателях существенно ниже бензинового, и если раньше препоной служила его высокая токсичность, то при современная химия позволила сделать качество этой продукции более высоким и экологически безопасным.

ДТ - вязкая жидкость, цвет которой меняется в зависимости от наличия в нем смол: от желтого до светло-коричневого.

При переработке извлекаются необходимые фракции химических соединений, в дальнейшем служащие для его производства.

Дизтопливо кардинально не похоже на бензин: если в бензиновом двигателе воспламенение происходит от искры, то солярка самовозгорается от силы сжатия. В бензине главный показатель - октановое число, а в дизеле - цетановое. То либо другое определяет, насколько быстро воспламеняется горючее. Оно и является основной качественной характеристикой. Величина ЦЧ колеблется между 40 и 55, но оптимальным принято считать значение от 48 до 51. Согласно ГОСТам Российской Федерации предусматривается выпуск этой топливной категории не ниже 48.

Одним из главных показателей принято также считать плотность. В непосредственной зависимости от вида и категории, разные сорта дизельного топлива применяются в зависимости от времени года и климатической зоны. Для этого его изготавливают, согласно технологии, при соответствующих температурных режимах.

Высокую востребованность дизтопливо получило в силу своих высоких характеристик, и его выпуск составил доходный и рентабельный сектор в экономике страны (к примеру, объем произведенного в РФ дизельного топлива за 2015 год составил 76,1 млн. тонн).

Циклы производства дизтоплива

Даже вооруженным глазом нельзя увидеть, как проходит переработка нефти на НПЗ. Ценный продукт доставляется на производство адаптированными средствами транспортировки (в цистернах или по трубопроводу), сразу перекачивается по трубопроводам в резервуары-хранилища, откуда затем начинается производственный процесс химическо-технологической обработки, проходящий несколько последовательных этапов:

Очистка

  1. Удаление механических примесей;
  2. Обезвоживание на ЭЛОУ (Электрообессоливающем агрегате);
  3. Устранение легких углеводородов, растворенных в нефти. Это и есть атмосферная, либо первичная перегонка.

Первичная переработка

Важная функция первичной переработки - разделение обработанного сырья на составляющие его компоненты.

Нефть в ректификационных колоннах делится на несколько фракций: бензиновую, керосиновую, дизельную и мазут.

Полученный продукт обладает низким качеством и характеристиками, поэтому ему необходима последующая переработка.

Вторичная переработка

Проводится для изменения химического состава и структуры углеводородов, наличествующих в исходном продукте. Основным методом этого этапа является крекинг или, если проще, - процесс расщепления крупных молекул мазута в более мелкие. Крекинг проходит с помощью высокотемпературного воздействия и носит название «термический», а при задействованном в этом процессе катализаторе используется термин «каталитический». Есть еще «гидрокрекинг», для организации которого необходим водород. С его помощью будущий дизель очищают от примесей серы.

Процессы второй стадии нефтепереработки дорогостоящи и гораздо более сложны по технологии, чем на первом этапе, но получение высококачественного продукта и увеличение его характеристик возможны только в случае вторичной переработки.

Получение товарного дизтоплива

Для его изготовления прямогонные фракции соединяют с прошедшими гидроочистку, и это позволяет достигнуть требуемых стандартов. В ДТ высокого класса, именуемого иначе "городским", еще вводятся антидымные и депрессорные присадки.

На сегодняшний день ввиду возросшей востребованности ДТ в России более 30 НПЗ заняты его изготовлением. В 2016 году уровень производства ДТ вырос на 0,2%, а в ноябре 2016 достиг 6 млн 461,8 тыс. тонн. Стандарты РФ, сделавшие обязательным цетановое число горючего данной категории не менее 48, приблизили Россию к стандарту «Евро 5», основной норме экологической безопасности в Европе.

Источник: koneks-oil.ru

Сделай заказ прямо сейчас и получи скидку 25 коп. с литра!

Контакты

Сделай заказ прямо сейчас и получи скидку 10 коп. с литра!